Репортаж с мастер-класса Ильи Ибряева

5 часов с Ильей Ибряевым

Попасть на мастер-класс Ильи Ибряева – большое счастье, и не только потому, что это один из самых сильных акварелистов России. Илья Викторович работает очень быстро, работу размером 75 х 55 он может сделать часа за полтора. Поэтому мастер-класс выглядит как рождение чуда прямо у тебя на глазах. Только что ничего не было, кроме листа бумаги, кисточек и палитры с красками, и вот уже блестят золотом купола, солнце падает за горизонт и подсвечивает красным край облака.
А когда все это появилось, ты до конца не понимаешь, хотя стоишь рядом с художником.

2

2

2

2

Час 1-й
Илья Викторович принес на мастер-класс свои работы на разные темы, в основном пленэрные, и объяснил, что тема сегодняшнего мастер-класса – городской пейзаж, вечернее состояние, закат. «Будем писать московские улочки».

В одном из интервью, которые можно найти в ютьюбе, Илья Ибряев рассказывает, что видит окружающий мир как художник, и ему кажется интересным абсолютно все. «Я иду по улице и воспринимаю любой сюжет – фрагментарный или панорамный. Если я вижу столб, и угол дома, и какой-то интересный карниз нависает, я воспринимаю это как готовое произведение и хочу нарисовать. И знаю, как это сделать. Меня любой момент вдохновляет. Отражение в луже, кошка побежала, дым пошел или какое-то грозовое состояние неба – все это меня заводит».

2

Для нашего мастер-класса Илья выбрал живописный московский пейзаж – центр Москвы, вид на улицу Солянку и стоящую на ней справа церковь с высокой колокольней со стороны площади перед кинотеатром «Иллюзион».

«Чем интересен этот пейзаж? Здесь красивая плоскость и есть силуэт. Мы можем добавлять что-то, менять композицию. Задачи будут на план, силуэт, контраст и контр-ажур», — объяснил нам художник.

Контр-ажур возникает, когда мы смотрим на что-то против света и видим темный силуэт – свет слепит глаз, и он плохо различает цвета. Если свет позади, за спиной, пейзаж становится цветным, тени – глубокими. Здесь же все наоборот. Цвета серебристые, тени – холодные.

2

Час 2-й.
После рассказа о материалах, с которыми ему нравится работать (английская бумага Sanders Water Fort, чистый хлопок, пористая структура, краска хорошо проваливается и нет таких проблем, как с целлюлозной бумагой), анализа кистей и красок Илья начинает работу над городским пейзажем.

Бумагу он закрепляет на листе картона скотчем, затем берет в руки карандаш, чтобы сделать рисунок, попутно раскрывая перед нами секреты композиции.
«Поскольку мы, европейцы, пишем слева направо, наш глаз движется также, и любую картину мы начинаем рассматривать с левой стороны. Поэтому левая часть рисунка должна быть меньше нагружена».

2

Рисунок закончен – вот тут-то и начинается волшебство. Илья смешивает на палитре оранжевый кадмий и ультрамарин, проводит широкой кистью по бумаге, и небо над линией горизонта сначала становится тускло-желтым, потом заплывает серым, как будто ветер нагнал откуда-то облака. За окном улица, идут прохожие, некоторые останавливаются и замирают возле окон – уверенные движения художника привлекают внимание.

А мы завороженно следим за тем, как на бумаге появляется силуэт колокольни, потом здания по соседству, потом линия домов… и вся улица, уходящая вдаль, туда, где небо светлее, потому что туда упало солнце… и паутина проводов над крышами домов, и тень от какого-то большого здания… И кто-то тихо спрашивает: «Как же это получилось?»

2

Час 3-й.
После обеда идет самостоятельная работа. Это значит, что каждый из нас должен повторить рисунок мастера. Не буквально копировать, а сделать свою версию, со своим видением и своим цветовым решением.

Мы так же прикрепляем лист бумаги скотчем, карандашом намечаем линию горизонта и свечу колокольни. Выдержать правильные пропорции удается не сразу, приходится поработать ластиком.

На вопрос, нужно ли позаниматься рисунком, прежде чем подступать к акварели, Илья Викторович отвечает, что мы будем делать все сразу, в технике а la primа, но рисовать, конечно, нужно учиться, для этого лучше всего носить с собой скетч-бук и делать зарисовки в любую свободную минуту. Видишь что-то интересное, и сразу достаешь блокнот.

2

Час 4-й
Кто бы мог подумать, что столько разных оттенков можно получить, смешав лишь две краски. Когда нужен цвет потеплее, добавляем третий – желтый кадмий. Илья объясняет, что больше трех красок смешивать не стоит, будет грязь. Лучше сделать подложку, а потом пройтись по ней другим цветом.

Небо у всех уже готово, пора прорисовывать силуэт церкви и крыши домов. Важный момент. А вдруг рука подведет, и ты испортишь рисунок? Что делать?
«Хороший вопрос, – говорит художник. – Не бойтесь испортить акварель. Если вы видите, что испортили рисунок, превратите свою ошибку в часть плана. Я помню, у меня был мастер-класс в Стамбуле, я писал отражение, и вдруг на бумагу упала капля. Ну и что? Я на этой капле сделал остров».

2

Час 5-й.
Неужели прошло пять часов? Время летит незаметно, каждый работает над своим рисунком, стараясь использовать все приемы, о которых услышал сегодня.
Преподаватель подходит к каждому, смотрит, подсказывает, что нужно сделать, поддерживает, вдохновляет. Спасибо, Илья Викторович, за эти часы, проведенные в счастливом погружении в творчество, за огромное количество информации и заряд положительных эмоций, который мы получили от вас!
Волшебное действие мастер-класса – пробуждать в ученике ощущение собственных скрытых возможностей, желание ставить перед собой новые задачи и работать, чтобы достичь большего, кажется, начинает проявляться.
Я лично уже купила скетч-бук.

2

2

Поделиться:

УЖЕ ПОЛЮБИЛИ НАС?