ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

logo_in_circle

Школа искусств Перотти

Лекторий «История искусства: с древнейших времен до наших дней»

Viktor-Kalashnikov

Стоимость лектория:

500 руб. – разовое посещение.

250 руб. – разовое посещение для детей школьного возраста и студентов.

БЕСПЛАТНО для студентов Мастерской Виктора Калашникова.

По субботам Школа Перотти на Динамо
Начало программы лектория — 14 октября 2017.

Продолжительность курса
36 лекций

Абонементы в лекторий*:

1 месяц – 4 лекции = 1 700 р.
3 месяца — 12 лекций = 5 000 р.
9 месяцев — 36 лекций = 13 000 р.

 
* Действует 50%-скидка для детей школьного возраста и студентов.

 
Для чего нужен курс по истории искусства?

Чтобы грамотно воспринимать современное искусство, необходимо знать его историю и понимать предпосылки появления. Только во взаимодействии эпох и традиций можно найти ключи к произведениям великих мастеров прошлого и современных авторов. Чтобы вступить в диалог с любым художественным явлением, необходимы знать художественный язык и корни творческих направлений. Для этого вам понадобятся творческая интуиция, которая развивается через постепенное узнавание художественных произведений, и знание основных периодов истории искусства, его главных стилей, течений и знаковых произведений.
После посещения нашего лектория любая выставка и экспозиция музея станут для вас настоящим открытием!

На курсе вы:

  • познакомитесь с ключевыми периодами в истории искусства, а также с главными стилями, течениями и фигурами;
  • сформируете понимание становления и развития художественной культуры в контексте определённых периодов времени и смены эпох;
  • сможете увидеть художественную и культурную ситуацию прошлого как живое, бесконечно многообразное явление;
  • получите целостное представление о современном искусстве как совокупности художественных практик.

 
ОБЩАЯ ПРОГРАММА КУРСА

  1. Искусство Древнего мира. Истоки искусства.
    • Как появилось искусство? Отражение познания человека. Пещерные росписи. Орнаменты. Первые архитектурные сооружения.
    • Искусство Древнего Египта. Мифологические основы. Архитектура, cкульптура и их связь с религией. Рельефы. Стенные росписи. Декоративно-прикладное искусство.
    • Искусство Древней Азии. Искусство Вавилона. Зиккураты. Висячие сады. Ассирийские рельефы. Глиптика
    • Античный мир. Зарождение античного искусства. Критская культура. Микены. Троя
    • Искусство Древней Греции. Новое понимание образа человека. Архаика и классика. Архитектуры, типы греческого храма. Ордерная система. Греческие вазы и росписи. Великие скульпторы и живописцы. Эпоха эллинизма.
    • Искусство Древнего Рима. Мифология. Культура этрусков. Положение художника. Рациональное начало в архитектуре. Римские постройки и сооружения. Скульптурный портрет в искусстве. Древнеримская живопись и мозаики. Искусство завоеванных территорий. Памятники раннехристианского искусства

    [свернуть]

  2. Искусство Средних веков.
    • Искусство Византии. Кризис античной культуры. Роль богословия. Феномен иконоборчества. Развитие культовой архитектуры. Крестово-купольные храмы. Рельефы и изделия художественного ремесла. Монументальная живопись. Мозаика и фреска. Иконография и иконопись. Каноничность искусства.
    • Искусство Западной Европы. «Варварские» королевства. Монастыри. Скриптории и миниатюры.
    • Романское искусство. Конструкции романских сооружений. Церковь, замок феодала. «Библия для безграмотных». Основные памятники.
    • Готическое искусство. Ансамбль готического собора. Светские сооружения. Скульптура и витраж, сюжетная система. Национальные школы готики и их стилевые особенности.

    [свернуть]

  3. Искусство Возрождения в Италии.
    • Светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию. Изучение анатомии, перспективы, светотеневой моделировки, пропорций.
    • Проторенессанс. Флоренция – очаг новой культуры.
    • Раннее Возрождение. Переработка античных принципов. Архитектура Брунеллески. Трактаты Альберти. Донателло – глава нового направления в скульптуре. Особенности творчества Боттичелли. Искусство в Средней и Северной Италии.
    • Высокое Возрождение. Гармония и логическая ясность композиционных построений, монументальность и обобщенность художественного образа. Леонардо да Винчи. Рафаэль. Микеланджело. Браманте. Новое понимание пространства и пластики.
    • Венецианская живопись. Творчество Джорджоне. Ведущая роль цвета в творчество Тициана. Веронезе и развитие декоративной композиции. Архитектура.
    • Позднее Возрождение. Крушение гуманистических идеалов.

    [свернуть]

  4. Северное Возрождение. Нидерланды и Германия.
    • Нидерланды. Бюргерская культура. Станковая живопись и миниатюра. Братья ван Эйки. Иероним Босх. Контакты с Италией. «Романтизм». Искусство Питера Брейгеля старшего.
    • Германия. Дюрер. Придворное искусство Кранаха. Портреты Ганса Гольбейна младшего.

    [свернуть]

  5. Западная Европа XVII-XVIII веков
    • Италия. Болонская академия братьев Караччи. Караваджо. Развитие искусства барокко. Скульптура Бернини. Бытовая и пейзажная живопись.
    • Испания. Роль церкви. Литература: Сервантес, Лопе де Вега. Эль Греко – ведущий художник. Жанровая живопись и психологизм портретов Веласкеса.
    • Фландрия. Питер Пауль Рубенс. Ван Дейк. Реализм и народные корни в творчестве Иорданса. Франс Снейдерс – создатель фламандского натюрморта. Гротеск Адриана Броувера.
    • Голландская живопись. Творческая манера Франса Хальса. Национальный пейзаж. Связь мира вещей с жизнью человека в голландских натюрмортах. Искусство Рембрандта.
    • Франция. Век Просвещения. Пуссен и французский классицизм. Барокко. Ансамбль Версальского дворца. Академическая живопись в искусстве Лебрена. Парадный портрет. Особенности стиля рококо. Своеобразие искусства А. Ватто. Бытовой жанр Шардена и мастерство тональной живописи. Классика в скульптуре.
    • Великобритания. Классицизм в архитектуре. Идеи просветительства в творчестве У. Хогарта; портреты Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо.

    [свернуть]

  6. Западная Европа конца XVIII-первой половины XIX веков
    • Испания. Особенности живописи и офортов Гойи.
    • Великобритания. Индустриально-торговые центры. Неоклассицизм и неоготика. Колористические искания У. Тернера. Пленэр в пейзажах Дж. Констебля. Прерафаэлиты.
    • Франция. Великая буржуазная революция. Революционный романтизм Жерико. Делакруа. Реалистическое направление в искусстве. Барбизонская школа. Искания Э. Мане. Ампир в архитектуре. Здание Гранд Опера – барочные традиции.

    [свернуть]

  7. Искусство Западной Европы конца XIX-начала XX веков
    • Импрессионизм. Творчество Моне, Ренуара, Писсаро, Сислея: общие черты и индивидуальные различия.
    • Неоимпрессионизм – интерес к оптическим явлениям.
    • Постимпрессионизм: П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек.
    • Понятие стиля модерн.
    • Экспрессионизм. Группы «Мост» и «Синий всадник»
    • Фовизм. Творчество Матисса.
    • Аналитический и синтетический кубизм Пикассо.
    • Многогранность творчества Родена.

    [свернуть]

  8. Зарубежное искусство XX века
    • Возникновение футуризма в Италии в 10-20 е годы. Абстракционизм.
    • Сюрреализм и его истоки. Дадаизм и новая система моральных ценностей
    • Постмодернизм. Доктрина «массовой культуры». Оп-арт и визуальные эффекты. Кинетическое искусство. Гиперреализм.
    • Реалистическая традиция. Монументальная живопись Мексики.
    • Рационалистический характер архитектуры. Представители «Баухауз» и Ле Корбюзье.

    [свернуть]

  9. Искусство Киевской Руси и периода централизованного государства
    • Древние славяне. Принятие христианства. Памятники Киевской Руси.
    • Особенности искусства Новгорода и Пскова. Фрески Феофана Грека. Псковская иконопись. Школа Андрея Рублева. Сложение общерусского стиля.
    • Строительство Московского Кремля. Столпообразный храм. Шатровая архитектура. Московская живопись. Творчество Дионисия.
    • Монументальная живопись XVI века. Строгановская школа.

    [свернуть]

  10. Русское искусство XVII-XVIII веков
    • Обмирщение русской культуры. «Нарышкинское» барокко. Оружейная палата: организация художественной жизни. Парсуна. «Узорочье» в искусстве. Светское толкование церковного сюжета.
    • Искусство в эпоху петровских реформ. Организация художественного образования. Интерес к личности человека в портретах А. Матвеева, И. Никитина. Скульптура Растрелли. Роль и значение гравюры. Работа иностранных художников в России
    • Эстетика классицизма. Создание Академии художеств. Роль. В. Баженова и М. Казакова в архитектуре.

    [свернуть]

  11. Русское искусство конца XIX-начала XX веков
    • Воздействие общественных событий (Отечественная война 1812 года, восстание декабристов). Создание городских ансамблей. Выражение в архитектуре идеи государственности.
    • Работы художников в портретном, пейзажном и бытовом жанрах: О. Кипренский, В. Тропинин, С. Щедрин, А. Венецианов.
    • Достижения К. Брюллова в портрете, современное нравственное содержание исторического жанра.
    • Монументальность мышления А. Иванова, его вклад в развитие пленэрной живописи. П. Федотов и становление критического реализма.
    • Эстетика Чернышевского и развитие реалистического искусства.
    • Возникновение «Товарищества передвижных художественных выставок». И. Крамской, Н. Ге, батальный жанр В. Верещагина.
    • Становление национального пейзажа: А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, А. Куинджи, И. Левитан.
    • Многогранность творчества И. Репина. В. Суриков – мастер исторической живописи. Крупнейший скульптор 2-й половины XIX века М. Антокольский.
    • Основные тенденции развития живописи. М. Нестеров, В. Серов, М. Врубель. Образование новых объединений художников
    • Становление стиля модерн в архитектуре. Ф. Шехтель, В.Валькот, Л. Кекушев, Ф. Лидваль и их основные сооружения.
    • Искусство предреволюционного периода и его значение.

    [свернуть]

  12. Отечественное искусство 1920-х-1940-х годов и 1950-х-1990-х годов
    • Мероприятия советской власти в области искусства, новая художественная культура. Национализация художественных коллекций. План «монументальной пропаганды». Агитационно-массовое искусство, плакат.
    • Создание Союза художников.
    • Эволюция архитектуры от конструктивизма к национальному варианту ар-деко. Метро, канал им. Москвы, жилые и административные здания.
    • Перестройка художественной жизни в годы Великой Отечественной войны. Ведущая роль плаката, окон ТАСС, графических серий.
    • Послевоенные годы. Увековечивание образа Победы. Сложение стиля «виктория» в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.
    • Широта и разнообразие отражения жизни искусством 1950-1960-х гг. «Суровый стиль». «Неофициальное» искусство.
    • Новые тенденции последних десятилетий XX века: карнавализация, историзм, фольклоризация, традиционализм, неоакадемизм, нефигуративные формы.
    • Влияние на искусство изменений в социальной жизни страны. Художественное образование.

    [свернуть]

Для кого этот курс?

  • Для всех, кто хочет лучше разбираться в культурно-исторических процессах
  • Для всех, кто хочет получить глубокие систематические знания по истории искусства, изложенные увлекательным и доступным языком.
  • Для взрослых, студентов и школьников

На каждой лекции вас ждёт атмосфера свободного общения за чашкой чая на самые важные темы в истории художественной культуры, а также возможность перенять знания и опыт осмысления истории искусства у выдающегося искусствоведа, вступив с ним в диалог и задав любые волнующие вас вопросы.

Каждая лекция будет сопровождаться показом на экране богатого изобразительного материала, ключевых произведений искусства рассматриваемого периода, а также искусствоведческим, культурно-философским анализом каждого из них.

Преподаватель курса

Виктор Евгеньевич Калашников – выдающийся искусствовед и художник, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой искусствоведения Института Искусств МГУДТ. Член Союза художников России, автор множества книг и публикаций как по художественному наследию, так и по современному искусству.
На своих лекциях Виктор Евгеньевич раскрывает и анализирует эволюцию художественной культуры, а также интересно, широко, увлечённо говорит о современном искусстве, его проблематике и переосмыслении традиций мирового классического искусства.
Художник и одновременно блестящий историк искусства, он открывает слушателям многомерный мир образов, предлагая как систематические знания, так и глубокий философский, культурно-исторический контекст.

Виктор Калашников также ведет занятия на авторском курсе «Мастерская живописи через историю искусств», это расширенная программа Мастерской живописи в Школе Перотти, которая соединяет в себе обучение живописи и изучение истории искусств.

Календарь занятий

Суббота Виктор Калашников Динамо 13.30-15.00

 

 

Школа Искусств Перотти на Динамо

Москва, ул. Расковой, дом 16/18 (метро Белорусская/Динамо)

Школа Искусств Перотти на Юго-Западе

Москва, ул. Никулинская дом 6, корп. 3 (метро Юго-Западная)

Мы работаем для вас:
вт - вс 10.00 - 19.00
понедельник - выходной

 

НАПИСАТЬ ПИСЬМО